На территории Беларуси владельцем товарного знака «Барбарис» являлась кондитерская фабрика «Спартак». Тем не менее, в апреле 2010 года товарный знак «Барбарис» был зарегистрирован за компанией «Рошен» (Украина). «Спартак» обратился в суд об отмене регистрации товарного знака «Рошен Барбарис».
Одним из весомых аргументов в суде выступили результаты социологической экспертизы, проведенной сотрудниками Агентства Социоэксперт в рамках Национальной академии наук Беларуси. Перед социологами стояла задача не просто определить степень общеизвестности обозначения «Барбарис» в нашей стране и сходство с идентичными товарными знаками других производителей, вышедших на белорусский рынок. Цель заключалась в том, чтобы доказать, что обозначение «Барбарис» имеет фантазийный характер и не является общеупотребительным наименованием леденцовой карамели или указанием на качество товара. Кроме того, доказывалось, что потребители смешивают данный продукт.
Дизайн исследования включал 2 опроса:
1. Опрос взрослого населения г. Минска на предмет знания фирм-производителей наиболее распространенных в Беларуси товаров (методом face2face интервью опрошено 350 человек по случайной маршрутной выборке во всех районах города). Выбор населения г. Минска в качестве объекта дополнительного исследования был основан на том, что минчане как жители столичного города являются наиболее информированными и осведомленными о качестве товаров, их товарных знаках, брендах и производителях. Бланк интервью включал вопросы об узнаваемости пяти широко распространенных в Беларуси товаров зарубежных и отечественных производителей. Результаты опроса подтвердили гипотезу о слабой, если не сказать низкой, осведомленности респондентов о фирмах-производителях распространенных товаров.
2. Республиканский опрос населения (1200 респондентов по республиканской случайной маршрутной выборке), направленный на выявление возможности смешения изучаемых товарных знаков. Логика строилась на выявлении известности обозначения «Барбарис» в отношении каких-либо товаров (идентификация с тем или иным товаром, временной интервал известности, знание фирмы-производителя), после чего аналогичные показатели измерялись для товаров с обозначением «Рошен Барбарис». Следующий этап заключался в обосновании сходства обозначений «Барбарис» и «Рошен Барбарис» до степени их смешения: как в целом, так и по каждому из аспектов в отдельности. Для установления смыслового сходства определялся элемент обозначения «Рошен Барбарис», на который падает логическое ударение. Графическое сходство «Барбарис» и «Рошен Барбарис» основано на использовании сходных шрифтов. Звуковое сходство обусловлено наличием общего слова «Барбарис».
Результаты исследования подтвердили гипотезу, во-первых, о сходстве анализируемых товарных знаков до степени смешения в общественном сознании белорусов, во-вторых, о фантазийном происхождении данного обозначения. Это явилось важным аргументом в ходе судебного заседания коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
Судебная коллегия пришла к выводу, что при маркировке однородных товаров сходными товарными знаками «Барбарис» и «Рошен Барбарис» у потребителя может создаться представление об их принадлежности одному изготовителю. Было установлено, что преимущество в правовой охране имеет товарный знак, право на который возникло ранее. Кондитерская фабрика «Спартак» успешно отстояла свои права на товарный знак «Барбарис», а предоставление правовой охраны товарному знаку «Рошен Барбарис» было признано недействительным
При подготовке использованы материалы:
Смирнова Р.А., Кузьменко Т. В., Балакирева Т. С. Бренды и товарные знаки как объекты социологического изучения в практике разрешения судебных споров // Социология. 2016. № 2. С. 132−139.